Советы профессионала
Эту статью подготовил наш сотрудник, чемпион России по снегоходному и мотоциклетному спорту, Денис Рязанцев.
Наступает осень, а за ней и зима, с снежными просторами бескрайних полей, настоящей зимней рыбалкой, охотой в заснеженном лесу. Уже не звенит в степи однозвучно колокольчик одинокого ямщика, теперь в снежной пыли проносятся диковинные машины - снегоходы, надежные спутники в зимней дороге. Мощная техника, как всегда, стала на службу человеку там, где это особенно необходимо. Но для того, чтобы ваша "рабочая лошадка" (или "гордый скакун") служили долго и счастливо, будет не лишним соблюдать правила безопасности. И мы призываем, не относится к этому пренебрежительно, ведь недаром говорят - инструкции по технике безопасности писаны кровью глупых и самонадеянных.
Вот несколько основных правил, особенно важных для неопытных снегопроходцев:
1. Снегоход не предназначен для движения по улицам и дорогам общего пользования. Однако при движении как по зимнему бездорожью, так и во всех иных местах, где возможно движение других транспортных средств, водитель должен подчиняться Правилам дорожного движения, строго соблюдая их требования.
2. Снегоход должен быть зарегистрирован в органах Гостехнадзора в пятидневный срок с момента приобретения. К управлению снегоходом допускаются лица, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории - "А" ("Внедорожные мотосредства")
3. Для поездок на снегоходе следует надевать удобную и теплую одежду. Всегда надевайте защитный шлем, защитные очки.
4. Никогда не оставляйте ключ в замке зажигания. Это может спровоцировать кражу снегохода и, кроме того, представляет опасность для детей. Запрещается запускать двигатель снегохода, если демонтирован защитный кожух ремня вариатора. Не допускайте работу двигателя при снятом ремне вариатора. Пуск двигателя без нагрузки может представлять опасность.
5. Никогда не заводите снегоход с «открытым газом» и включенной передачей. Это может привести к плохим последствиям.
6. Никогда!!! Никогда не управляйте снегоходом в нетрезвом виде.
7. Как любое сложное транспортное средство, снегоход нуждается в регулярном техническом обслуживании согласно разделу "Техническое обслуживание снегохода" Руководства по эксплуатации. При необходимости выполнить другие операции, связанные с ремонтом частей снегохода, проконсультируйтесь у специалистов дилера.
Если в Руководстве отсутствует специальное на то указание, то все работы по техническому обслуживанию двигателя, включая смазочные операции, должны выполняться только на неработающем холодном двигателе. Не разбирайте без необходимости агрегаты и механизмы снегохода. Помните, что самостоятельная доработка и замена фирменных деталей на другие снижает эксплуатационную безопасность. Кроме того, снегоход в неудовлетворительном техническом состоянии сам по себе представляет потенциальную опасность для водителя и окружающих. Изношенные механизмы могут вывести из строя весь снегоход и стать причиной аварии.
8. Будьте осторожны при обращении с топливом. При проведении осмотров и технического обслуживания снегохода должны приниматься все меры, исключающие возможность возникновения пожара.
Не допускается:
- пользоваться открытым огнем и курить при заправке топливом, при проверке уровня топлива в баке, а также в помещении, где установлен снегоход;
- заливать в бак топливо при работающем двигателе;
- прогревать двигатель открытым пламенем для облегчения пуска при очень низких температурах;
- держать снегоход с открытым отверстием заливной горловины топливного бака;
- сливать топливо и масло в местах хранения снегохода;
- хранить снегоход с заправленным баком в помещениях, где имеются источники тепла и пламени (нагреватели, электросушилки, открытый огонь).
Не производите пуск двигателя в закрытых помещениях - выхлопные газы опасны для жизни. Согласитесь, что соблюдение этих несложных, но важных правил эксплуатации вашего "железного коня", будет немало способствовать не только его долгой жизни и вашей безопасности, но и уверенности в том, что снежные путешествия принесут вам только удовольствие и радость. Счастливой дороги!
ПОВОРОТЫ.
Хотя снегоход рулится совсем не так, как двухколесная техника, некоторые спортбайкерские приемы имеют право на существование и при минусовой температуре.На скорости до 40 км/ч для смены курса вполне достаточно традиционного движения рулем. Но, перебравшись за эту отметку, заставить гусеничную громадину резко поменять траекторию труднее. Так что не стесняйтесь - свешивайтесь в поворотах, как при езде на спортбайке.
И не забывайте сбрасывать газ перед началом маневра - изменение развесовки дополнительно загрузит лыжи и поможет красиво пройти самый крутой вираж.
.
ПРЫЖКИ.
Это просто: достаточно найти маломальски пригодный пригорочек и набрать скорость- аппарат будет скакать, аки кроссач.
Но помните: завалить его набок в полете очень просто - достаточно в процессе парения сместить пятую точку вправо или влево. Поэтому "стреляйте" строго перпендикулярно обрыву или трамплину, а если почувствуете, что снегоход "пошел винтом", немедленно катапультируйтесь. Чтобы приземлить "летательный" аппарат на гусеницу, нужно прыгать с "оттяжечкой" - максимально сползать назад по сиденью. А если в полете еще и не закрывать газ, то при приземлении машина "выстрелит" просто не по-детски. Не стоит сигать даже с двухметровых обрывов - убьете подвеску или свою грудную клетку. Но традиционные российские буераки можно и не объезжать.
ГУСАРСТВО.
"Помните, что снег мягкий только на пешеходной скорости, сто "км/ч" превращают даже самый тонкий наст в асфальт, который легко отшлифует зарвавшегося ездеца.
"Помните, сколько "кобыл" запрятано под капот вашей техники: разъезжать без специальной экипировки или тем более в поддатом виде - прямой вызов судьбе.
"Помните, что снегоходы для разных покрытий разнятся конструктивно: спортивная "пулялка" с узким траком моментально утонет в лесном "пухляке" или под тяжестью груза.
"Помните, что при одинаково открытом "газе" скорость снегохода существенно разнится в зависимости от твердости покрытия: чем снег жестче, тем быстрее помчит аппарат.
"Помните, что при катании по озеру или реке жизненно важно объезжать места, где проступает вода, ни в коем случае не ехать "след в след", а если избежать засады не удалось, ехать не останавливаясь, без резких движений рычагом газа. Вот, пожалуй, и все базовые навыки, необходимые настоящему зимнему ковбою.
Конечно, овладев вышеперечисленным, вы не станете в мановение ока чемпионом по снегоходному отжигу, но назвать себя продвинутым райдером сможете с полным правом.
На первый взгляд, в снегоходе нет ничего необычного: две лыжи, гусеница, симпатичный пластиковый обвес. Но это обманчивое представление. Под пластиком — современные технологические решения. Например, блок управления снегоходом. Эта электронная штучка не только отслеживает параметры работы узлов и агрегатов, но и хранит всю необходимую техническую информацию с момента начала эксплуатации сноумобиля.
Снегоход имеет рамную конструкцию, несущей является рама, на которую крепится карбюраторный мотор, вариатор или обычная механическая КПП. Сноумобиль можно эксплуатировать, если толщина снега не менее 15 см . Золотое правило эксплуатации снегохода: заливать масло, предусмотренное заводом-изготовителем, и всегда иметь при себе запасные ремень вариатора и свечи зажигания. На снегоходе легче всего передвигаться по укатанным ровным снежным дорогам (попросту говоря, по гололеду), а для преодоления глубокого снега нужно быть готовым к значительным физическим нагрузкам. На сноумобиле можно преодолеть даже брод, но скорость при этом должна быть приличной, тогда снегоход отлично глиссирует.
При переворотах можно повредить пластиковый обвес, а невнимательность и наезды на жесткие препятствия (пеньки) могут повредить подвеску.
А вот на укатанной дороге при резком торможении может запросто занести:
|